Прислать видео

Статьи

"Старшая сестра": как Георгий Натансон отстоял "своих" актеров

09.06 15:00

"Звезды советского экрана": "Старшая сестра"

В фильме "Старшая сестра" Георгий Натансон собрал артистов, которых позже узнает и полюбит вся страна. Однако в 1966-м почти все они были неизвестны широкой публике, поэтому худсовет отказывался их утверждать. Но режиссеру удалось отстоять свой выбор.

Сценарий фильма "Старшая сестра" сразу не понравился худсовету киностудии "Мосфильм". Несмотря на то что спектакли по этой пьесе уже шли с большим успехом, члены комиссии горячо отговаривали режиссера отказаться от замысла: "Что это за кино – одна комната, где ничего не происходит, кроме сплошной болтовни".

Но, на счастье, в комиссии, принимавшей заявку на "Старшую сестру", сидел легендарный Иван Пырьев, с которым в 40-е Натансон работал в качестве второго режиссера. Мэтр посмотрел на сценарный план и, поскольку затраты планировались небольшие, предложил дать шанс картине.

Выбор литературного материала для Натансона был очевиден и абсолютно закономерен – самая популярная пьеса на протяжении трех сезонов в Большом Драматическом театре. Это история о советской Золушке, которая сначала работала в порту учетчицей, а потом захотела стать актрисой и воплотила свою мечту в жизнь.
Дмитрий Минчёнок
режиссер, драматург

На съемки картины режиссер собрал целую плеяду молодых восходящих звезд: Инна Чурикова, Виталий Соломин, Леонид Куравлев, Наталья Тенякова. А на главную роль он пригласил блондинку с голливудской улыбкой – Татьяну Доронину, которая была ведущей актрисой ленинградского БДТ, хотя широкая аудитория в начале 60-х ее еще не знала. Популярным артистом в этой компании также оказался всеми любимый Михаил Жаров.

Натансон был уверен, что актерский состав идеально подобран, однако худсовет отверг все кандидатуры. При этом начинающего 45-летнего режиссера убеждали, что Михаил Жаров ему не по зубам.

Жаров был известен на площадке как человек, который очень любил возмущаться. Он не мог уже запоминать слова и часто произносил отсебятину. В такие моменты злился и обвинял режиссера в том, что тот не может ничего объяснить, вступал в перепалку и тянул одеяло на себя.
Дмитрий Минчёнок
режиссер, драматург

Наталью Тенякову раскритиковали за дикцию и ужасно прочитанный монолог, а от возражений режиссера, что плохое чтение задумано автором текста, просто отмахнулись. Инну Чурикову обвиняли в недостаточной красоте и отсутствии женского обаяния: "Героиня должна сводить мужчин с ума, а не вызывать слезы жалости".

Абсолютно всех членов худсовета не устраивала Татьяна Доронина. По их мнению, "она не говорит, а шепчет, кино ей вообще противопоказано". Комиссия убеждала режиссера взять на эту роль Инну Макарову. Что же касается Виталия Соломина и Леонида Куравлева, то они просто попали под раздачу за компанию.

Режиссер был удивлен, расстроен и подавлен, но сдаваться не планировал. Он пошел прямиком к Алексею Романову, председателю Госкомитета Совета министров СССР по кинематографии, то есть человеку, руководящему всей киноиндустрией в стране. Романов поздравил режиссера с прекрасным выбором актеров, и на "Мосфильме" не посмели возразить вышестоящему начальству. Наконец, Георгию Натансону удалось запустить съемочный процесс.