Прислать видео

Статьи

"Страсти по Андрею": как фильм поссорил Василия Ливанова с Тарковским и Кончаловским

07.06 18:00

"Звезды советского экрана": "Андрей Рублев"

Идея создания кинодрамы "Андрей Рублёв", по убеждению актера Василия Ливанова, была у него украдена. Артист хотел получить разрешение на съемку фильма, однако на киностудии узнал, что над сценарием уже работают Тарковский и Кончаловский.

История создания фильма "Андрей Рублев" началась в 60-х. Режиссер Марлен Хуциев завел добрую традицию собирать в квартире друзей и коллег из мира кино. Популярные актеры, режиссеры, сценаристы были у него завсегдатаями. На одном из таких вечеров актер Василий Ливанов поделился с гостями идеей фильма об иконописце.

Ливанов рассказывал: "Вы знаете, ребята, я был в музее Рублёва и обнаружил совершенно удивительную вещь. Все знают, что этот человек писал иконы. Но его потрясающая судьба никому не известна. Вот, про что кино надо снимать. Я сам хочу его поставить и сам сыграть".
Сергей Лаврентьев
киновед, кинокритик

Пока Василий Ливанов рассказывал о путешествии в Суздаль и восхищался жизнью и творчеством Андрея Рублёва, за ним из угла комнаты с интересом наблюдали Андрей Тарковский и Андрон Кончаловский.

Через несколько месяцев, когда у Ливанова завершились съемки в картине "Коллеги", он написал заявку и принес ее на "Мосфильм". Но на киностудии ему сказали, что такой сценарий уже в работе: "Страсти по Андрею" пишут Тарковский и Кончаловский.

Василий Ливанов пришел в бешенство и потребовал от коллег объяснений. Те искренне удивились претензиям товарища и стали убеждать его, что идея сделать картину о жизни Андрея Рублёва родилась у них уже давно. Тарковский действительно в 1961 году еще до съемок картины "Иваново детство" отправил заявку на картину о суздальском иконописце в "Мосфильм".

В 1971 году Василий Борисович с женой и приятелем весело проводил время в ресторане Дома кино. Но заметив за соседним столиком Андрея Тарковского, он внезапно встал и подошел к режиссеру. Недолгое время разговор шел на повышенных тонах, и неожиданно для окружающих артист вдруг нанес короткий быстрый удар собеседнику в челюсть. Артист не мог простить режиссеру украденной идеи фильма. В этой истории никто серьезно не пострадал, но приятельские отношения так и не возобновились.

Кинодрама Андрея Тарковского получила награду даже на Каннском кинофестивале в 1969 году. "Андрей Рублёв" и сегодня считается одним из главных шедевров мирового кинематографического искусства.