Прямой эфир

Леонид Гайдай был в ярости от экранизации "12 стульев" Марка Захарова

03.06.2024 15:00

"Звезды советского экрана": "12 стульев" Марка Захарова

Два именитых советских режиссера Леонид Гайдай и Марк Захаров экранизировали роман "12 стульев" с разницей в пять лет. Первопроходец Гайдай ревностно отнесся к работе последователя. Тем более что Захаров взял на главные роли актеров, которых предшественник в свое время "забраковал".

Когда Марку Захарову предложили сделать телеверсию "12 стульев" по роману Ильфа и Петрова, он сразу согласился. Хотя это было авантюрой, ведь не прошло и пяти лет, как на экраны вышел одноименный фильм Леонида Гайдая. Причем картина имела грандиозный успех и стала лидером советского кинопроката 1971 года.

Захаров понимал, что его работа должна превзойти первую картину. К тому моменту он был уже успешным театральным режиссером, а в большом кино – новичком с опытом съемки лишь телевизионных спектаклей.

Тем временем до Гайдая дошли слухи о том, что в киноруководстве решили экранизировать роман во второй раз. Режиссер пришел в ярость, и не только потому, что ему в свое время пришлось годами ждать разрешение на съемки и обивать пороги чиновников. Это был прецедент, который, как ему казалось, намекал на несостоятельность фильма и лично его как режиссера.

Отличия двух постановок начались уже при выборе актеров. Гайдаю потребовалось более 200 кинопроб только на роль Остапа Бендера, а во время съемок он дважды менял актеров. Так, Александр Белявский, который снимался у Гайдая два месяца, был уволен, когда режиссер понял, что тот не дотягивает до великого комбинатора. Утвержденный позже Владимир Высоцкий даже не успел приступить к съемкам: с ним распрощались из-за того, что он ушел в запой.

Захаров, напротив, муками выбора не страдал. Он все решил еще на этапе написания сценария. Пару Бендер-Воробьянинов, по его мнению, должны были сыграть Андрей Миронов и Анатолий Папанов.

Ирония заключалась в том, что оба актера уже пробовались на эти же роли у Гайдая. Режиссер посчитал дуэт слишком предсказуемым, хотя до этого Миронов и Папанов успешно снялись у него в "Бриллиантовой руке". Гайдай негодовал, ему казалось, что Захаров взял артистов, чтобы подразнить его. Однако Марк Анатольевич говорил, что это лишь совпадение и он утвердил комедийный дуэт без проб, потому что давно знал Папанова и Миронова, а также работал с ними в театре.

Энергия, природная элегантность, чуть-чуть эстрадного лоска и дух авантюризма – все это было качествами Миронова. Он идеально подходил на роль Бендера. Их с Папановым кандидатуры худсовет утвердил единогласно. К тому же дуэт был сыгранным на экране: фильм Захарова "12 стульев" должен был стать их третьей совместной работой в кино.

Заголовок

Дата

текст
закрыть