Прислать видео

Статьи

Миронер перестал писать сценарий к "Заставе Ильича" из-за ссоры с Хуциевым

28.10.2023 10:52

"Звезды советского экрана": "Застава Ильича" или "Мне двадцать лет"

Работу над картиной Марлен Хуциев начал вместе с другом и сценаристом Феликсом Миронером. Однако между приятелями вспыхнула ссора, и Миронер ушел, написав всего 40 страниц.

Режиссер Марлен Хуциев любил вспоминать, как пришла идея снять картину "Застава Ильича". Обычно сюжеты приходили ему на ум попутно, на ходу.

Во время съемок "Весны на Заречной улице" в Запорожье произошло трагическое событие – умер директор "Запорожстали", занятый восстановлением предприятия. У него был осколок рядом с сердцем. На похороны собрался весь город.

Хуциев всегда был в поиске новых сюжетов и придумал историю, как к директору завода приходит его погибший друг. Снимать кино планировали здесь же, на металлургическом предприятии. Настолько режиссера поразил сам завод.

Мне захотелось снять картину, посвященную заводу. Когда я вернулся в Москву после одесской студии, после большого перерыва, я пошел на завод "Серп и молот" – сравнения с "Запорожсталью" он не выдерживал. Мне захотелось, чтобы все это происходило в Москве. Я очень любил ту Москву.
Марлен Хуциев
режиссер, народный артист СССР

Все же первоначальная идея встречи живого с погибшим из головы режиссера не ушла. Хуциев хотел, чтобы его будущий герой, молодой москвич, встретился с призраком собственного отца, каким бы безумием это не казалось.

Хуциев и его соавтор Феликс Миронер стали писать новый сценарий. Но, дойдя до 40-й страницы, они вдребезги разругались. Сценаристу не нравилась сцена в автобусе, где парень видит девушку и начинает идти за ней. "Это твои мысли. Свою фамилию я снимаю!" – выпалил Миронер.

Казалось бы, что ссора произошла на пустом месте, но теперь Хуциеву нужно было срочно искать замену.

В то время Хуциев был ассистентом у Григория Козинцева, который посоветовал ему присмотреться к молодому студенту Шпаликову. Хуциев обратил на него внимание, они как-то сразу сработались, сдружились. Он стал продолжать дело, уже начатое Миронером.
Сергей Лаврентьев
кинокритик

Хуциев к молодому сценаристу относился с нежностью, часто приглашал в гости. Они могли сидеть вместе допоздна и обсуждать будущую картину. Сценарий, впрочем, вырисовывался очень необычный, в новой для советского кинематографа стилистике. Настолько новой, что некоторые его фрагменты Хуциеву за Шпаликовым даже приходилось переписывать.

Так, имя Феликса Миронера даже не мелькает в титрах. Об этом Хуциев позднее пожалел.