Прислать видео

Статьи

Главный цыган СССР Сличенко поднял национальную культуру на новый уровень

26.02 13:00

"Звезды советского экрана": Николай Сличенко

Популярный в Советском Союзе и за рубежом певец Николай Сличенко единственный из цыган получил звание народного артиста СССР. Он стал худруком профессионального цыганского театра "Ромэн" и создал студию по подготовке кадров для труппы.

Простой цыганский парень Николай Сличенко, попавший во вспомогательный состав театра "Ромэн", вскоре стал востребованным артистом в Советском Союзе. Он играл в кино, был частым гостем на Центральном телевидении, без его выступлений не обходился ни один "Голубой огонек".

Ему рукоплескали в Токио, Мадриде, Нью-Йорке. В 1965 году вышли французские газеты с его портретами, заголовок гласил: "Настоящий цыган из легенды". Парижане качали артиста на руках и донесли от Триумфальной арки до концертного зала "Олимпия".

А уж какой горячий прием Сличенко устраивали на родине. Однажды после концерта в Воронеже обезумевшие поклонники подхватили автомобиль, в котором находился певец, и понесли на руках. Сначала коллег артиста сковал нешуточный страх, а потом пронесся облегченный вздох: как еще Воронеж должен встречать земляка?

Сличенко шаг за шагом поднимал цыганское искусство на новую высоту. В 1972 год он окончил режиссерские курсы в ГИТИСе и думал над идеей музыкального фильма, а через пять лет стал главным режиссером и художественным руководителем театра "Ромэн". В 1981 году Николай единственным из цыган удостоился звания народного артиста СССР.

В театре "Ромэн" были все династийные, а Сличенко – нет. В чем была уникальность этого человека: он выбился наперекор династиям.
Дмитрий Минчёнок
драматург, сценарист

Став худруком цыганского театра, Сличенко рассудил: это искусство не застольное, а профессиональное. Он договорился об открытии на базе Музыкального училища имени Гнесиных студии, где готовили артистов для театра "Ромэн".

Труппа Сличенко собирала аншлаги за границей, а худрук хватался за голову. Дело в том, что после очередных гастролей артисты возвращались домой в неполном составе: актрисы производили такое впечатление на состоятельных иностранцев, что немедленно получали предложения руки и сердца. Сличенко на время даже отменял зарубежные туры, чтобы театр "Ромэн" вовсе не остался без исполнительниц женских ролей.