Прислать видео

Статьи

"Не просто мужлан": зачем Высоцкий спел романс Вертинского в фильме "Место встречи…"

10.06 15:00

"Звезды советского экрана": "Место встречи изменить нельзя"

Обычно в фильмах, где снимался Высоцкий, звучали его песни. Картина "Место встречи изменить нельзя" стала исключением. Лишь в одном эпизоде актер подошел к фортепиано и исполнил шлягер знаменитого русского шансонье.

Фильм "Место встречи изменить нельзя" зрители обожали и знали практически наизусть. Реплики Глеба Жеглова, которого сыграл Владимир Высоцкий, сразу разлетелись на цитаты. Режиссеру Сергею Говорухину удалось создать яркий и запоминающийся образ, вовсе не прибегая к фирменной гитаре артиста.

В кинокартине знаменитый бард не исполнил ни одной своей песни: режиссеру было важно не "загубить" персонажа, ведь если артист возьмет гитару, зрители забудут о Жеглове и будут смотреть только на Высоцкого-певца.

Но Владимир Семенович настойчиво просил позволить ему спеть, и в одном из эпизодов он все-таки подходит к музыкальному инструменту. Одновременно общаясь с Шараповым, Жеглов в парадном капитанском кителе виртуозно играл на фортепиано и небрежно напевал романс Александра Вертинского "Где Вы теперь…". Так Высоцкий показал образ сыщика с неожиданной стороны.

Главный герой картины Глеб Жеглов – советский милиционер конца 40-х. Исполнение романса ненавязчиво отсылало к биографии персонажа, намекало на его происхождение, в котором могли быть не совсем пролетарские корни. Так режиссер создал глубину и неоднозначность личности героя.

Фильм показал, что Высоцкий умеет играть на фортепиано. И это был такой яркий штрих к портрету самого Жеглова: перед зрителем не просто грубый мужлан из МУРа, который знает только, как убивать и ловить преступников. Это персонаж, который всегда отличался большим артистизмом.
Дмитрий Минчёнок
режиссер, драматург

Обращение к Вертинскому было для Высоцкого не случайно. Песни Александра Николаевича юному Володе часто пел отец. Освоение гитары тоже не обошлось без великого русского шансонье: мальчишкой Владимир Семенович учился играть на аккордах, подбирая любимые песни этого исполнителя. Позже артист вспоминал, что в этой сцене пытался изобразить своего отца.

Можно, конечно, говорить о сходстве этих двух исполнителей. Нарочитая манерность Вертинского и надрывная яростность Высоцкого говорят об абсолютной их противоположности. Но в этой разности было общее для обоих неприятие зла и ненависти этого мира.
Сергей Лаврентьев
кинокритик, киновед

Детектив "Место встречи изменить нельзя" сложно представить без романса Вертинского. Именно этот эпизод стал одним из самых ярких в картине и полюбился зрителям.