Прислать видео

Статьи

Проснулся знаменитым: как Сергей Эйзенштейн снимал фильм "Броненосец Потемкин"

08.06 18:00

"Звезды советского экрана": лучшие фильмы Сергея Эйзенштейна

Великий режиссер Сергей Эйзенштейн не просто снимал новаторские фильмы, но и изменил представление, как нужно создавать кино. В одной из первых работ – "Броненосец Потемкин" – он уже действует нестандартно, смело и, как отмечают критики, цинично.

После успеха киноленты "Стачка" 27-летнему Сергею Эйзенштейну поручили работу над масштабной киноэпопеей о событиях 1905 года. Съемки планировались в нескольких городах от Батуми до Ленинграда, но сдать фильм требовалось уже через полгода. Времени было мало, поэтому из огромного многотомного сценария режиссер выбрал всего две страницы о мятеже на броненосце "Князь Потемкин Таврический".

Поскольку настоящего корабля "Потемкин" уже не существовало, внимание Сергея Эйзенштейна привлекло похожее судно "12 апостолов". Правда, его давно превратили в минный склад. На выгрузку боеприпасов потребовалось бы очень много времени, которого не было. Тогда мэтр принял опасное решение: снимать на корабле, набитом взрывчаткой.

Эйзенштейн, конечно, подошел к этой задаче, как всегда, совершенно цинично. Это абсолютно в его стиле: если снимать, то нужно, чтобы обязательно черт бродил рядом. Ему необходима искра, из которой может разгореться пламя.
Александр Шпагин
кинокритик

Многие знают этот фильм по легендарным кадрам знаменитой сцены на Одесской лестнице. Но ни в сценарии, ни в жизни такого эпизода не было – это фантазия мастера. Идея родилась неожиданно: режиссер сидел на лестнице и ел вишни, наблюдая за скачущими вниз по ступеням косточками, которые словно убегали от кого-то. В следующую минуту у него уже созрел план, как будет выглядеть разгон митинга.

Для создания этой сцены съемочная команда обошла все уголки Одессы: нужны были не профессиональные артисты, а простые люди. Удивительно, но эту страшную сцену на лестнице снимали шутя и играючи. Так, чтобы изобразить кровь, обмазывали актеров вишневым сиропом. Удержаться было трудно, и юный актер, играющий окровавленного мальчика на руках у матери, то и дело слизывал лакомство. Эйзенштейн смеялся, называл его "дурнем" и приказывал снова обливать ребенка сладким.

Завершить картину Эйзенштейн задумал финальным проходом Броненосца с гордо реющим красным флагом. Даже черно-белая пленка не стала помехой гениальной идее: режиссер на пленке сам раскрасил кисточкой белое полотнище из 108 кадров в красный цвет.

Красный флаг – такая вишенка на торте. Этот момент в дальнейшем вдохновил на подобные фантазии многих режиссеров мирового кино. Вспомним хотя бы красные туфельки в "Списке Шиндлера" Стивена Спилберга, который и не скрывал, что вдохновлялся красным флагом Эйзенштейна.
Андрей Апостолов
киновед, кинокритик

Картину закончили в рекордные сроки: три месяца вместе с монтажом. На премьере фильма, когда на экране появился красный флаг, зрители заревели от восторга и зал взорвался аплодисментами. Оркестр прекратил игру, которую все равно не было слышно. На следующий день Эйзенштейн сделал в дневнике пометку: "Проснулся знаменитым".