Прислать видео

Статьи

Съемки "Благочестивой Марты": Виторган и Караченцов скакали верхом на людях вместо лошадей

28.04 14:00

"Звезды советского экрана": Эммануил Виторган

На съемках комедии Яна Фрида "Благочестивая Марта" произошел курьез: директор картины подумал, что для крупных планов наездников не понадобятся лошади. Тогда режиссер нашел оригинальное решение: использовать людей вместо коней.

Известность Эммануилу Виторгану принесли отрицательные роли, которые он играл с удовольствием. Но в 1980 году кинокарьера актера совершила интересный поворот: он перевоплотился в благородного героя-любовника в экранизации классической испанской комедии "Благочестивая Марта".

Съемки проходили летом на киностудии "Ленфильм", но в большинстве ролей были задействованы актеры из Москвы. Некоторые, включая Виторгана, играли в театрах, поэтому ездили в столицу и обратно ежедневно, а ночевали в поезде. Однажды Виторган и коллега Николай Караченцов заработались до такой степени, что, выйдя утром из вагона, не поняли, в каком городе находятся.

Эпизод, где герои Виторгана и Караченцова едут на лошадях и поют песню, был единственной сценой, которую снимали не в павильоне, а в окрестностях Ленинграда. Но не обошлось без сюрпризов: с площадки исчезли лошади.

В первый день должны были снимать общие планы героев, которые едут по условной Испании на лошадях, а на второй надо было снимать крупные планы. Директор фильма решил, что раз сегодня только крупные планы, зачем нужны лошади. Тогда Ян Фрид заставил его занять положение на четырех точках и посадил артистов на него. Он, раскачиваясь, изображал лошадку, которую не привез на съемки.
Вячеслав Шмыров
кинокритик, киновед

Актерам дали в руки поводья, и они весело напевали песню, раскачиваясь верхом на директоре картины и его заместителе. Пока артисты веселились, режиссер Ян Фрид сидел мрачнее тучи, ведь он рассчитывал, что "Благочестивая Марта" станет фильмом, который окончательно закрепит его предыдущий успех с "Собакой на сене". Но ему показалось, что Виторган с драматическим пением в музыкальной комедии не к месту, поэтому принял фатальное для фильма решение: переозвучил большинство вокальных партий голосами артистов оперетты.

Плохо то, что режиссер не столь тщательно работал с голосами, ведь голос, которым поет Виторган, откровенно опереточный, он живет своей жизнью, а герой как будто стоит в сторонке, отдыхает. А потом вроде герой действует, а голос непонятно куда делся.
Вячеслав Шмыров
кинокритик, киновед

Фильм "Благочестивая Марта" не достиг успеха "Собаки на сене", хотя зрители, которым нравилось наблюдать за любовными похождениями героев Виторгана и Маргариты Тереховой, приняли его благосклонно.