Прислать видео

Статьи

"Железная леди" советского кино: Лиознова была деспотом на площадке

09.03 10:00

"Тайны кино": Женщины-режиссеры. Лиознова, Сурикова, Дружинина

Среди режиссеров советского кинематографа женщины встречались крайне редко, зато каждая стала уникальным явлением в профессии. Татьяна Лиознова сняла легендарные ленты. Чтобы добиться впечатляющего результата, ей приходилось жестко вести себя на площадке.

Режиссуру Татьяны Лиозновой никому не пришло бы в голову назвать женской. На съемках ее боялись все: и женщины, и мужчины. Не зря она получила прозвище "Железная леди".

Как только ее не называли на съемочной площадке! Например, канцлер Бисмарк. Все прозвища касались диктаторского характера. Она действительно стремилась все контролировать и с актерами вела себя как дрессировщик, нежели как партнер или собеседник.
Андрей Апостолов
кинокритик, киновед

На свете был только один человек, которого Лиознова слушалась беспрекословно. Мама, Ида Израилевна, оказала на будущего режиссера огромное влияние. Она обожала кинематограф, водила дочь в театр и с детства привила любовь к искусству.

Лиознова окончила режиссерский факультет ВГИКа. Мама ею гордилась, но продолжала активно участвовать в жизни уже взрослой дочери. Если она не одобряла избранника Татьяны, та тут же разрывала отношения.

Все романы Лиозновой заканчивались расставанием, зато творческие союзы были более удачными. С оператором Петром Катаевым режиссер проработала четверть века. Вместе они создали легендарный телефильм о советском разведчике, внедренном в высшие эшелоны власти нацистской Германии, – "Семнадцать мгновений весны".

На роль Штирлица взяли Вячеслава Тихонова, который был любимым актером Станислава Ростоцкого. Этот режиссер для Лиозновой был абсолютным авторитетом, к тому же когда-то их связывал не только профессиональный интерес, но и скоротечные романтические отношения.

В начале съемок Лиознова никак не могла добиться от Тихонова нужного задумчивого образа. Режиссер не понимала, что Ростоцкий нашел в этом артисте.

Мы полсмены снимали Тихонова, который просто молчал. Она ему говорила: "Ты не так смотришь, ты не так думаешь, надо в окошко смотреть, у тебя идет кинолента".
Наталия Дрожжина
актриса, заслуженная артистка РФ

Наконец режиссер придумала, как правильно поставить задачу актеру. Она предложила Тихонову повторять про себя таблицу умножения, и все получилось. Благодаря жесткости и требовательности Лиознова всегда добивалась от коллег нужного результата.