Прямой эфир

Тамару Макарову возили по павильону в тележке на съемках фильма "Каменный цветок"

30.06 13:00

Взявшись за постановку сказов Павла Бажова, режиссер Александр Птушко сделал упор на цветовую палитру фильма и главную героиню. На роль Хозяйки Медной горы он пригласил Тамару Макарову. Ей создали красивые наряды, в которых приходилось передвигаться на операторской тележке.

В фильме "Каменный цветок" использовали трофейную многослойную немецкую кинопленку. Режиссер Александр Птушко считал, что цвет должен работать на драматургию картины, правда, пока у коллег было мало опыта работы на новом материале, ведь в Союзе снимали черно-белое кино.

Вдохновившись картинами передвижников, Птушко отправил художников-постановщиков в экспедицию по Уралу. Они вернулись с ворохом эскизов, и у каждого персонажа появилась своя цветовая палитра: теплая желто-коричневая – у крестьян, холодная и яркая – в сценах с барином, а завораживающие переливы зеленого, серебристого, голубоватого и медно-красного стали фоном для эпизодов с Хозяйкой Медной горы.

Именно этой цветовой гаммы придерживалась художник по костюмам Ольга Кручинина. Наряды были очень сложные, особенно для главной героини фильма, которую играла Тамара Макарова.

Тамара Макарова, "Каменный цветок", 1946

Одно из платьев для Хозяйки Медной горы было похоже на хрустальную вазу – колоколообразная форма и прозрачный головной убор. Когда актриса примерила его, оказалось, что в нем невозможно двигаться, поэтому артистку пришлось перевозить по павильону на операторской тележке. Чтобы Макарова могла присесть в перерывах между дублями, для нее смастерили специальный табурет, который устанавливали внутрь платья.

Студия еще не оправилась после войны и только набирала обороты, поэтому отсутствовала красильня, был очень слабый пошивочный цех, и в целом костюмерный отдел больше напоминал кустарную мастерскую. В эпоху тотального дефицита художникам приходилось выдумывать буквально из ничего.
Дина Харькова
искусствовед

Под стать костюмам была и сама Хозяйка Медной горы: Тамара Макарова – одна из самых популярных актрис конца 40-х годов. Критики отмечали правильный выбор режиссера, поскольку ему удалось раскрыть истинную природу дарования артистки. Птушко создал идеальные условия для характера актрисы: красота, царственность, неприступность и холод.

Тамара Макарова, "Каменный цветок", 1946

В этом фильме Тамара Макарова выступает именно в качестве холодноватой, но тоскующей по любви царицы. Хозяйка Медной горы – не совсем женщина, это полуфантом, которая сама немножко из скалы вышла. Это богиня, у которой никогда не сложатся отношения с обычным человеком.
Александр Шпагин
кинокритик

Не устояли перед чарами Хозяйки Медной горы и за границей: французы окрестили Макарову русской Гретой Гарбо, а итальянский продюсер предложил ей сыграть в экранизации романа Толстого "Анна Каренина". Кинематографистов покорила не только актриса, но и сама картина, которую высоко оценили профессионалы и зрители. На Каннском фестивале фильм получил награду за лучшее цветовое решение.

"Звезды советского экрана": "Каменный цветок"

Заголовок

Дата

текст
закрыть