Прямой эфир

"Стачка": почему артисты поливали Сергея Эйзенштейна из брандспойтов после съемок

22.07.2024 13:00

Сергей Эйзенштейн начал кинематографическую карьеру с революционного фильма "Стачка". Работа над картиной оказалась не только новаторской, но и потребовала особой жертвы: артистам пришлось наказать режиссера.

Сергей Эйзенштейн всерьез увлекся молодым искусством кинематографа. Так появилась его дебютная работа – немой агитационный фильм "Стачка".

Действие картины проходило на заводе, где руководство несправедливо обвинило одного из рабочих в краже инструментов. Клевета привела к трагедии, что заставило трудящихся открыто высказать недовольство условиями труда и объявить восстание.

В картине не было главных героев и сюжета в привычном понимании слова, поскольку режиссер снимал огромное количество равноправных персонажей. Такой подход оказался революционным, и это новаторство подхватили кинематографисты. Именно Эйзенштейн ввел моду на массовку, поэтому в советском кино 20-х нет отдельного человека, в нем – толпа.

Для эпизода в картине "Стачка", где пожарные обливали водой рабочих, Эйзенштейн потребовал массовку в тысячу человек. Дирекция кинофабрики отказалась выполнять странные прихоти и сократила количество артистов в два раза. Режиссер считать не стал, его больше заботило другое: стояла глубокая осень, а людей надо было поливать холодной водой из брандспойтов.

"Стачка", 1924

Совершенно неудивительно, что бедную толпу он "расстрелял" водой из брандспойтов без предупреждения. Статисты возмутились, и тогда Эйзенштейн предложил облить его ассистента Григория Александрова. Однако народу это предложение не понравилось, они потребовали "наказать" всех участников, включая оператора и режиссера.
Александр Шпагин
кинокритик

Артисты массовки поливали кинематографистов до тех пор, пока они не решили, что удовлетворены. Так искусство потребовало от Эйзенштейна первой жертвы, однако сцена в фильме получилась уникальная. При этом такое количество артистов масштабных сцен и специфические декорации обошлись автору картины в считанные копейки.

28 апреля 1925 года на экраны страны вышел первый фильм, воспевающий социалистический реализм, – "Стачка". Люди выходили из кинотеатров озадаченные: такого они еще никогда не видели. Картина действительно состояла из авангардных способов съемки и монтажа, что было непонятно большинству зрителей.

Однако критики назвали ленту "крупной и интересной победой в развитии советской, русской и мировой кинематографии". Режиссер Сергей Эйзенштейн получил первое признание не только в СССР, но и в Европе – на Всемирной выставке в Париже ему вручили золотую медаль.

"Звезды советского экрана": лучшие фильмы Сергея Эйзенштейна

Заголовок

Дата

текст
закрыть