"Дом, в котором я живу": как режиссеры выбирали актеров на главные роли
14.06.2024 10:00
"Звезды советского экрана": "Дом, в котором я живу"
Режиссеры Яков Сегель и Лев Кулиджанов подобрали необычный актерский состав в картину "Дом, в котором я живу". Одни из главных ролей получили начинающий актер Владимир Земляникин и школьница Жанна Болотова. Для режиссера Кулиджанова и ассистентки Клеопатры Альперовой их персонажи стали единственными в фильмографии.
В 1957 году режиссеры Яков Сегель и Лев Кулиджанов сняли пронзительную картину о жизнях простых людей, которые навсегда изменила Великая Отечественная война. В фильме нет масштабных батальных сцен и сражений, но есть история семьи, показанная на фоне войны.
На этапе подбора актеров режиссеры единогласно решили, что главный герой фильма Сережа Давыдов должен выглядеть простым парнем со двора и утвердили 24-летнего актера театра "Современник" Владимира Земляникина. Роль его возлюбленной Гали получила 15-летняя Жанна Болотова.
Интересно, что в кино девушка попала случайно. Она жила неподалеку от Киностудии имени Горького и просто шла мимо толпы молодых людей, которые пришли на пробы. Девушку заметил ассистент Сегеля и предложил присоединиться к претендентам. Жанна оказалась едва ли не в конце очереди. Когда девушка зашла к режиссерам, они были уже изрядно уставшими от большого количества кандидатов.
Так Болотова получила дебютную роль в кино, а режиссер Кулиджанов сыграл ее экранного отца. Это стало его единственным появлением на экране, хотя он вполне мог сделать актерскую карьеру. Во время учебы во ВГИКе педагог и легендарный режиссер Сергей Герасимов предложил талантливому студенту сдать пение и танцы, чтобы получить также актерский диплом, но Кулиджанов отказался: он видел себя только в режиссуре.
Для экранной матери Болотовой это тоже была единственная роль в кино. Клеопатра Альперова не только появлялась в кадре, но и работала ассистенткой режиссера в картине.
Когда актеров утвердили, приступили к съемкам, а при сдаче фильма создатели столкнулись с трудностями: концовка с гибелью героини Жанны Болотовой показалась чиновникам слишком мрачной и ее потребовали переделать. Сценарист Иосиф Ольшанский пошел на конфликт с начальством и заявил, что память о миллионах погибших на войне не вяжется со счастливым финалом.
Режиссеры сняли альтернативную концовку, однако увидев на экране вариант со встречей героев Болотовой и Земляникина после войны, убедились в правоте Ольшанского и оставили финал прежним. Пронзительная картина о судьбах людей военного времени полюбилась зрителям и стала одним из лидеров советского кинопроката 1957 года.