Прислать видео

Статьи

Одни из первых клипов в СССР сняли на песни Утёсова

30.01 10:00

"Тайны нашей эстрады": как в СССР песню превращали в клип

Первые в Советском Союзе клипы были сняты на песни Леонида Утёсова. Это были законченные произведения, с сюжетом, стремительной сменой кадров и даже спецэффектами – раздвоением исполнителя.

В 1940 году на песню "Пароход" Леонида Утёсова был снят настоящий клип по всем современным канонам. Параллельно пению исполнителя на экране разворачивается некий сюжет. Получилось вполне самостоятельное, законченное произведение. Эта и еще две песни Утёсова вошли в фильм с нехитрым названием "Концерт на экране". До сих пор ведутся споры, кто все-таки снял эти ролики, но в титрах значится режиссер Семен Тимошенко.

Делал не Тимошенко. Клипы выбиваются из стилистики концерта. Выбиваются точными склейками, идеальной раскадровкой, явно заранее продуманными образами Утёсова. Поэтому у меня есть полное ощущение, что эти два клипа делал Григорий Васильевич Александров, у которого рука уже была набита. Но в титрах Тимошенко.
Иван Цыбин
режиссер, телеведущий

Григорий Александров, режиссер комедии "Веселые ребята", еще в 1934 году поразил зрителей снятой в клиповой стилистике сценой репетиции оркестра и мультипликационной песенкой, соединяющей части картины. Это придумал оператор картины Владимир Нильсен.

Семен Тимошенко в "Концерте на экране" повторил многие из находок "Веселых ребят". В том числе эффектный кинотрюк – раздвоение героя. Утёсов от этого приема отказался, чтобы не перегружать и без того зрелищный киноряд. Однако актер Иван Москвин с удовольствием согласился и сыграл сразу две роли в одном кадре, а в конце выступления выходил кланяться сразу в трех экземплярах.

Этот эффект Утёсов попросил применить через два года, снимаясь в фильме "Концерт фронту". Словом, уже к началу 40-х советские режиссеры и операторы умели делать высококлассные даже по сегодняшним меркам клипы.