Прямой эфир

Серьезный подход к "несерьезному": как Георгий Милляр работал над ролью Бабы-яги в сказке "Морозко"

21.08.2024 19:00

Когда для фильма "Морозко" режиссеру Александру Роу понадобилась Баба-яга, он без сомнений позвал на эту роль любимого артиста Георгия Милляра. Актер основательно подходил к работе, тщательно готовился и терпел все сложности на площадке, чтобы добиться идеального воплощения персонажа на экране.

Режиссеру "Морозко" хотелось, чтобы на экране злодейка выглядела не устрашающе, а была обаятельной и забавной старушкой. Актер Георгий Милляр основательно подготовился и предстал перед Александром Роу: получилась очаровательная, хоть и дряхлая проказница. Это оказалась именно та героиня, которая была нужна для сказки.

Съемки проходили на Кольском полуострове в небольшом городе Оленегорске, жители которого тепло встретили съемочную группу и старались во всем помогать. Однако артисты могли их и удивить. Так персонал гостиницы с изумлением наблюдал странную картину: мужчина почтенных лет, как мальчишка, скакал с гимнастической палкой в руках по длинным коридорам здания. Это Георгий Милляр учился обращаться с метлой Бабы-яги, чтобы естественно выглядеть в кадре.

Товарищ Милляр был действительно большим артистом и всегда относился серьезно ко всему, казалось бы, очень "несерьезному". Он скрупулезно работал над каждой своей ролью, и образ бабы Яги также делал со всей ответственностью.
Сергей Лаврентьев
киновед, кинокритик

Георгий Милляр, "Морозко", 1964

Георгию Милляру приходилось на съемках тяжелее всех. Морозы стояли под 30 градусов, а костюм был весь в дырах и почти не грел. Каждый день по несколько часов артист находился на улице в этом облачении, но ни разу не жаловался на условия. Не меньше хлопот актеру доставлял сложный грим, который наносили перед каждой съемкой. Георгий подолгу сидел в комнате гримеров, но мало кто знает, что накладывать "макияж" было не так страшно, как его снимать.

Это сейчас для смывания грима существуют всякие кремы и прочие средства, а тогда кинематографисты пользовались тройными одеколонами, при этом выдавалось этих бутылочек ограниченное количество.
Вадим Андреев
актер театра и кино

Чтобы оттереть клей от глины, каждый день на лицо Георгия Милляра выливали по несколько пузырьков тройного одеколона. От этих процедур у него началось раздражение: кожа шелушилась и слезала пластами. Однако и это артист был готов безропотно терпеть.

Единственное, что откровенно не нравилось актеру, так это постоянные похвалы режиссера. Милляру хотелось сыграть Бабу-ягу "всех времен и народов", а потому казалось, что он постоянно что-то делает не так. Значит, его нужно ругать, а не хвалить.

Георгий Милляр, "Морозко", 1964

Милляр был очень недоволен своей работой и все время говорил: "Эх, не так это нужно было сыграть. Это плохо вышло, и зря Саша взял этот дубль". Он всем жаловался, вплоть до того, что Роу очень на него злился и говорил: "Прекрати, своим самоедством ты уже достал всех!"
Семен Морозов
актер театра и кино

Милляр, конечно, кокетничал, ведь каждое его появление в кадре съемочная группа встречала овациями. Это явно доставляло ему удовольствие. Актер так вжился в роль, что со стороны казалось, будто он всю жизнь только и делает, что летает в ступе, размахивает метлой и борется с непослушной избушкой на курьих ножках.

"Морозко" стала настоящим подарком для советских зрителей, которые выстраивались в огромные очереди, чтобы попасть на киносеанс. При этом взрослые получали не меньше удовольствия от просмотра, чем их дети. Картина пользовалась огромным успехом не только в СССР, но и за его пределами. На фестивале в Венеции сказка получила главный приз – "Золотого льва", а в Чехословакии картина очень быстро стала главным новогодним фильмом.

"Звезды советского экрана": "Морозко"

Заголовок

Дата

текст
закрыть