Прямой эфир

"Сказка для девочки": съемки в "Снежной королеве" оказались трудными для Елены Прокловой

09.08.2024 14:00

Когда Лену Проклову пригласили на роль Герды в "Снежную королеву", она обрадовалась, однако и разочарование наступило быстро. Съемки оказались нелегкими, особенно для маленькой одинокой девочки.

В середине 60-х очень юной, но уже известной на весь Советский Союз Леночке Прокловой предложили сыграть роль, о которой она будет говорить как о самой близкой. Актриса узнавала себя в образе романтичной, с легким отношением к жизни, но при этом очень выносливой и сильной Герды из сказки "Снежная королева".

Имя Лены Прокловой уже громко звучало в стране. Поэтому своим успехом "Снежная королева" во многом была обязана не только сказке Андерсена, но и исполнительнице центральной роли.
Ирина Павлова
киновед, сценарист

Однако восторг от новой роли быстро растаял, ведь съемки оказались неимоверно тяжелыми. Одной из самых сложных была сцена побега Герды и Кая из замка Снежной Королевы. Юные актеры, насквозь продуваемые холодным северным ветром, работали на Финском заливе в 20-градусный мороз. Но режиссеру Геннадию Казанскому требовалась вьюга. Тогда прямо на лед поставили ветродуи, сконструированные из пропеллеров старых самолетов: самодельные агрегаты гнали пургу из бумажного снега.

Лена Проклова и Слава Цюпа, который играл Кая, были одеты в легкие костюмы. В перерывах ребята бежали в теплый автобус звукооператоров, где их раздевали, растирали ноги спиртом и поили горячим чаем. Затем они вновь выходили на лед: сцены снимали по несколько дублей.

Часто машины для актеров (газики или рафики), где они могли греться, сами окоченевали вместе с актерами. Зайдешь в такой автомобиль, а там точно так же холодно, как на улице. Поэтому я знаю: многие актеры жалуются и сравнивают зимние съемки с пыткой.
Александр Шпагин
кинокритик

Елена Проклова, Вячеслав Цюпа, "Снежная королева", 1966

Артистов "Снежной королевы" перебрасывали с места на место: Эстония, Западная Украина, Карпаты. Славу Цюпа везде сопровождала мама, а Лена Проклова видела родителей всего дважды за год работы в фильме. Девочка постоянно боролась с щемящим чувством одиночества.

Юная актриса во время съемок представляла, будто на самом деле живет внутри волшебной сказки. Это было нетрудно, потому что прямо к дверям гостиницы ей подавали настоящую карету, и она ехала в ней через весь город, воображая себя настоящей принцессой.

Даже "говорящие" куклы превращали мир на съемочной площадке в сказку. Так, в сценах с разбойниками супружеская чета ворон приходила на помощь девочке. Этими птицами артисты управляли, как в театре, с помощью палок и тросов – они открывали клюв и разговаривали.

Для ребенка этот "воображариум" оказался, может быть, важнее тех денег, которые ей платили. У Лены Прокловой была возможность хоть немного пожить в сказке, и она этим пользовалась.
Ирина Павлова
киновед, сценарист

После выхода "Снежной королевы" артистку узнавали повсюду. Она уже получала больше родителей, но и думать не смела о том, чтобы потратить заработанное на себя. Зарплату отдавала маме, ей же родители выдавали, как и раньше, по рублю на школьный обед.

Эти деньги актриса копила, а потом потратила всю сумму на капроновые чулки. Она хранила покупку под матрасом, мечтала надеть их и сразить своим видом одного красивого парня. Правда, вещь так и пролежала под матрасом, девушка не решилась их даже примерить, а понравившийся молодой человек сам предложил дружить.

"Звезды советского экрана": лучшие роли Елены Прокловой

Заголовок

Дата

текст
закрыть