Прямой эфир

Давала свободу: Динара Асанова создавала для подростков необычную обстановку на съемках фильмов

29.07 13:00

Режиссер Динара Асанова снимала в фильмах подростков. Ей хотелось видеть на экране не школьников, которые повторяют заученные реплики, а молодых людей, живущих в предлагаемых обстоятельствах. Она создавала непринужденную обстановку на площадке и предоставляла ребятам свободу.

Елена Цыплакова в 15 лет интересовалась модой и не думала о кино. Однажды она вернулась домой со школы и увидела в гостях у родителей незнакомую гостью. Режиссер Динара Асанова сидела в очень модной в те годы вязаной кофте букле. Лена не удержалась и спросила: "Где вы достали эту стильную вещицу?" Она ответила, что сделала сама.

Так у нас завязалась беседа, и мы пообщались. О том, что она режиссер, узнала только через год. Пришла из школы и увидела дома Динару, которая сказала: "Я запустилась с первым фильмом "Не болит голова у дятла". Хочу попробовать тебя на главную героиню. Ты как к этому относишься?" Я ответила, что мне ее предложение кажется интересным.
Елена Цыплакова
актриса, режиссер, народная артистка РФ

Режиссер искала героев для дебютной картины среди обычных подростков в школах и на улице. В назначенный день на киностудии собралась шумная толпа старшеклассников.

Нам читали сценарий, потом мы его обсуждали, а в это время нас снимали. Это и были пробы: просто диалог о прочитанном, а не сцены, как в привычном понимании кино.
Елена Цыплакова
актриса, режиссер, народная артистка РФ

Динара Асанова

Асанова наблюдала за каждым участником специально организованной беседы и выбирала героев для фильма. Она принципиально не разрешала ребятам заучивать роль, ей хотелось импровизации. Поначалу свобода смущала юных актеров, но скоро они включились в игру и стали наперебой делиться с Динарой мыслями по поводу сцен.

Такой принцип работы был неслучайным, что заметно даже на уровне шуток режиссера. Когда героиня Екатерины Васильевой (учительница Татьяна Петровна - "Москва Доверие") обращается к классу поименно и по очереди, она произносит "Асанова". Как будто Динара является одной из учениц этого класса. Это не просто "хохма" для своих, это еще и присвоение истории, которая и про нее тоже.
Андрей Апостолов
киновед, кинокритик

"Неформальное общение" с артистами Асанова использовала не только на съемках дебютной картины. Свободные отношения с подростками у нее были почти всегда. Ребята часто собирались дома у режиссера, слушали музыку и просто разговаривали. Именно такие посиделки с учениками устраивала и героиня Елены Прокловой, классный руководитель 10 б из следующего фильма Динары Кулдашевны "Ключ без права передачи".

На картины Асановой дети и родители ходили вместе и в кинозалах, не стесняясь, плакали и смеялись. В 1977 году режиссер стала лауреатом премии Ленинского комсомола. Но самой главной наградой для нее было признание зрителей.

"Звезды советского экрана": "Лучшие фильмы для молодежи"

Заголовок

Дата

текст
закрыть