Прислать видео

Статьи

Обаяние и конфеты: режиссер Владимиров боролся с театральной цензурой необычным способом

13.01 13:00

"Звезды советского экрана": актер и режиссер Игорь Владимиров

Спектакли ленинградских театров подвергались жесточайшей цензуре, что огорчало новоиспеченного худрука Игоря Владимирова. Чтобы сохранить постановки в задуманном им виде, режиссеру приходилось идти на хитрость.

В начале 60-х столичная театральная жизнь кардинально менялась. Начинающий режиссер Игорь Владимиров чувствовал, что скоро сможет заявить о себе. На театральных подмостках новой эпохи проявились бы его темперамент, воля и искрометный юмор.

Министерство культуры СССР и вообще власти начали задумываться о том, как спасать убитые театры, которых было много. В них действовали режиссеры еще 30-40-х годов третьего эшелона, ставившие вялые правоверные спектакли соцреалистического типа. Поэтому нужно было что-то делать с этими театрами, и Владимиров стал одним из первых режиссеров, кого попросили их поднять.
Александр Шпагин
кинокритик

Чиновники оценили деятельность Владимирова и вскоре назначили его главным режиссером и художественным руководителем театра имени Ленсовета. На посту он обошелся без массовых увольнений, но пригласил много новых актеров. Режиссер мастерски ладил с коллегами и сплачивал коллектив.

Владимиров был поглощен работой, но неожиданно столкнулся с партийной цензурой. Тогда худрук быстро придумал необычный способ сохранить режиссерский замысел спектаклей и не поссориться с городским начальством.

Режиссер покупал две коробки конфет и бутылку горячительного, садился в поезд "Красная стрела". По приезде в Москву он поднимался на этаж к главе Минкульта Екатерине Фурцевой и отдавал секретарше конфеты. В кабинет режиссер входил со словами "Приехал прощаться, спектакли закрыли, а это прощальный подарок".
Сергей Лаврентьев
кинокритик, киновед

Всесильная Фурцева была прежде всего женщиной, поэтому устоять перед обаятельным гостем не могла. Чиновница тут же звонила в Ленинградский обком и устраивала разнос ответственным "за топорное руководство культурой и бездарное управление театральным искусством". Проблема с излишним контролем за спектаклями решалась за пару минут. А после Фурцева и Владимиров поднимали бокалы за успех новой постановки.