Прислать видео

Лица канала

Валентин Смирнитский

Мои детство, отрочество, юность прошли на Арбате. Детство было дворовое, как и у всех мальчишек послевоенного поколения. В школе учеником я был, мягко говоря, нерадивым. Но с седьмого или восьмого класса стал заниматься художественной самодеятельностью — учительница по литературе вела у нас драмкружок. Однако это не уберегло меня от того, что из десятого класса я вылетел за драку. Доучиваться пошёл в вечернюю школу, а параллельно стал посещать театральную студию в районе Замоскворечья. Там вместе со мной занимались Серёжа Шакуров и Вася Бочкарёв. Вот тогда у меня и появились мысли о поступлении в театральный институт. Благо Щукинское училище находилось рядом с нашим домом. И меня приняли! Студентки в то время в институте были очень красивые, на соседних курсах учились Маша Вертинская, Валя Малявина, Инна Гулая. По рекомендации Вали Малявиной я попал в фильм «Двое». Однокашник её мужа Павла Арсенова Миша Богин готовился снимать дипломную работу — она задумывалась как короткометражка. На роль героя Валя посоветовала меня, а героиней стала Виктория Фёдорова. Фильм снимался фактически для внутреннего пользования, но получился удачным и вызвал такой интерес, что в 1965 году на ММКФ был представлен в конкурсе программы короткометражных фильмов — случай исключительный! В своей категории «Двое» собрали почти все основные награды, включая главный золотой приз и не менее почётный приз прессы. Помню, чтобы подняться на сцену и получить призы вместе с Викой Федоровой и режиссёром картины Мишей Богиным, мне пришлось одолжить у кого-то из приятелей пиджак. Потом была комедия Евгения Карелова «Семь стариков и одна девушка», спортивная лента Виктора Садовского «Удар! Ещё удар!», военно-приключенческие фильмы «Щит и меч» и «Адъютант Его превосходительства». Кроме того, сбылась моя мечта, я очень хотел в «Ленком», где главным режиссером тогда был Анатолий Эфрос. Его постановки привлекали внимание всей культурной общественности — это было что-то новое в театральном искусстве. И меня приняли в «Ленком»! А когда Эфроса перевели из «Ленкома» в Театр на Малой Бронной, он забрал с собой двенадцать актёров, в том числе меня. Я у Эфроса успел сыграть и Меркуцио в «Ромео и Джульетте», и Кассио в «Отелло», и Кочкарёва в «Женитьбе», и Дон Жуана… Но своей самой удачной ролью того времени считаю Андрея Прозорова в «Трёх сёстрах». А однажды раздался звонок: «Это Георгий Юнгвальд-Хилькевич, мы с тобой как-то познакомились в компании у Вики Фёдоровой. Помнишь?» Я, конечно, не помнил — с кем только я не знакомился! Но ответил: «Да, конечно!». А он продолжает: «Я сейчас готовлюсь к съёмкам «Трёх мушкетёров». Давай, приезжай в Одессу на пробы». Говорю: «Я бы с удовольствием, но у меня нога сломана». Я тогда сидел на бюллетене дома с переломом. Но Хилькевича это не остановило: «А при чём здесь нога? Я тебя по пояс сниму. Мне твои ноги и не нужны. Ты сможешь доползти до самолёта?» Был февраль, в Москве холодно, дома скучно. Думаю: а почему бы не слетать в Одессу? К самим пробам я отнёсся совершенно спокойно: у меня уже был подписан контракт с Рижской киностудией на съёмки одного детектива в Польше и ГДР. И вот прилетел я на Одесскую киностудию, надели на меня какой-то паричок, вручили мушкет, дали текст и сняли пробы. Причём для меня было полной неожиданностью, что мне предложили роль Портоса. «Мушкетёрами»-то я в детстве зачитывался, но никак не представлял себя в этой роли. Я ведь не был полным человеком. Когда меня утвердили и начались съёмки, мне под костюм поддевали поролоновые «толщинки», чтобы мой герой приобрел должный объём. Во всём этом я прел на июльской жаре, да ещё и приходилось скакать с тяжёлым оружием на лошади. Атмосфера на съёмках была особая. Наша дружба, которая сохранилась до сих пор, завязалась во время съёмок. И наши весёлые задорные отношения со взаимными подколами автоматически переносились на экран. И наверное, это и заражало зрителя: было видно - всё делается очень искренне. Потом было множество предложений. Я сыграл более 170 ролей, даже Брежнева в криминальном сериале «Петля Нестерова». С 2022 года я веду программу «Кинодача» на телеканале «Москва Доверие». А сейчас я веду программы «Кинодача» и «Киноулица» на телеканале «Москва Доверие».