Прямой эфир

Ученик великого гения: Евстигнеев поднимал самооценку Плотникова на съемках "Собачьего сердца"

03.08.2024 14:00

На главную роль в экранизации повести "Собачье сердце" режиссер Владимир Бортко утвердил Евгения Евстигнеева, а доктора Борменталя предложил сыграть Борису Плотникову. Молодой артист робел перед гением великого партнера, который убеждал его в их равенстве.

Владимир Бортко увидел Бориса Плотникова на сцене Московского театра сатиры, где он играл Петю Трофимова в спектакле "Вишневый сад". Режиссер пригласил артиста в экранизацию повести Михаил Булгакова "Собачье сердце".

Доктор Борменталь в "Собачьем сердце" – это та роль, по которой все помнят этого артиста (Бориса Плотникова – "Москва Доверие"). Любопытно, что произведение, которое долгое время было запрещено в Советском Союзе, стало любимым народным кино.
Сергей Лаврентьев
киновед, кинокритик

За роль доктора Борменталя актеру пришлось соперничать с Алексеем Жарковым и Владимиром Симоновым, однако в итоге утвердили его кандидатуру. Это была несомненная удача, ведь ему предстояло встретиться на одной площадке с великим Евгением Евстигнеевым.

Поначалу Плотников, которого сложно назвать новичком в кино, страшно робел рядом с Евгением Александровичем. Он считал его непререкаемым авторитетом, а потому не смел что-либо предлагать или высказывать замечания.

"У меня по сюжету просто роль ассистента, а главная фигура – это вы". Именно так Плотников говорил Евстигнееву не только потому, что преклонялся перед гением. Но артист хорошо усвоил урок, преподанный ему фильмом "Дульсинея Тобосская". Если картина снимается на другого актера, то все остальные будут только тенью.
Дмитрий Минчёнок
режиссер, драматург

Борис Плотников, "Собачье сердце", 1988

Однажды Евгений Александрович заметил трепетное отношение артиста, возмутился поведением партнера и строго сказал: "Мы с вами равны, коллега!" Плотников выдохнул с облегчением, тем более что из Москвы на съемки в Ленинград они со "старшим товарищем" ездили в одном купе. В дороге почти все ночи они проводили в разговорах о своих героях, Булгакове и искусстве. При этом Евстигнеев не скупился на похвалы в адрес соседа, вспоминал фильм с его участием "Восхождение" и восхищался тем, как получался Борменталь.

Евгений Евстигнеев убеждал Плотникова, что он не уступает ему в мастерстве, но у артиста было иное мнение: в фильме и в жизни он считал себя учеником великого гения. У них на площадке сложилась, как говорил сам Плотников, "упоительная зависимость".

Но кое в чем подход к работе у артистов существенно отличался. Плотников полностью сосредотачивался на роли, не допускал вольностей и не нарушал дисциплину. Евгений Александрович позволял себе на площадке разное: мог выпить тайком немного горячительного или, например, уснуть в подсобной комнате.

80-е принесли Борису Плотникову не только популярность в связи с триумфом "Собачьего сердца", но и стали продуктивным периодом. Хотя актер никогда не изменял своему творческому кредо: не снимался в "стыдных" фильмах ни за какие гонорары, а выбирал только интересные, характерные и глубокие роли.

"Звезды советского экрана": Борис Плотников

Заголовок

Дата

текст
закрыть